Интервью Олега Дружбинского, автора книги «Техника речи» порталу «Слово для тебя»
Недавно мне, после долго перерыва, удалось встретиться и пообщаться с Олегом Ивановичем Дружбинским, моим преподавателем риторики в семинарии и просто интересным человеком. В течение многих лет он работал диктором советского телевидения, был учеником знаменитого Ю.Б. Левитана. Свои знания и богатый опыт Олег Иванович собрал воедино и издал учебник по технике речи. Получился настоящий фолиант в тысячу страниц!
Олег Иванович также любезно согласился дать развёрнутое интервью для нашего портала. В первой части беседы Олег Иванович рассказывает о себе и об идее написания учебника. Вторая часть интервью, которая будет опубликована позже, посвящена содержанию учебника.
Расскажите, пожалуйста, о себе
Я много лет работал диктором на телевидении и на радио. Естественно, что главной задачей для меня было решение трудных вопросов дикции, артикуляционно
Позднее у меня возникла идея: если я так много знаю в области практической риторики и техники речи, я должен кому-то передать свои знания и опыт, объяснить, рассказать… Я решил, что мне необходимо найти своих учеников, и я перешёл к преподаванию. 16-ть лет назад я преподавал в Московской богословской семинарии ЕХБ (МБС) курс практической риторики. Одним из первых и весьма успешных моих учеников, был и мой нынешний собеседник. В мае, когда мы окончили курс, я увидел, что мои ученики стали гораздо более ясно и внятно говорить. Это для меня это было важным и приятным итогом обучения.
Что натолкнуло Вас на идею создания учебника по технике речи?
Сегодня люди очень невнятно говорят, к сожалению, эта неясная и невнятная речь очень мешает пониманию людей. Особенно это заметно в среде молодежи. Иногда молодые люди говорят настолько невнятно, что я с трудом понимаю то, что человек хочет сказать.
Многие современные молодые люди не знают, как правильно выразить мысль, они через слово вставляют слова-паразиты типа: «короче», «так сказать»… Это происходит от того, что говорящий не может сразу найти подходящие слова. Часто это свидетельствуе
Существует также проблема использования и повторения «мусорных» слов: «тот, который», «понимаете», «это самое» и многих других. Эти лишние слова очень мешают нормальной человеческой речи.
Еще одни бичом разговорной речи сегодня является «мычание», т.е. «эканье», «бэканье», «мэканье». Эта речевая проблема говорит о нерешительност
Кроме того, преимущество вдумчивого оратора заключается в умелом использовании паузы и легато. Умению молчать или, когда надо, выдержать паузу, слишком короткую, но и не слишком длинную – это тоже искусство, которому надо учиться…
Все эти проблемы, связанные с умением правильно говорить, натолкнули меня на мысль о создании учебника по технике речи…
Но одной из самых важных и главных речевых проблем является проблема ясности, внятности произнесения слов. От ясности и чёткости более всего зависит, поймёт ли вас собеседник. Правильной технике речи надо учиться и мой учебник предлагает множество упражнений для выработки навыка чёткой и ясной речи.
Еще одним важным навыком, которым должен владеть говорящий, является умение превращать чужую, прочитанную мысль в свою собственную. Оратору также необходимо владеть искусством импровизации. В связи с этим хочу привести пример из собственного опыта. Когда я ещё был диктором, то участвовал в конкурсе, который устраивала знаменитая Валентина Михайловна Леонтьева. Нас было 20 дикторов. В ходе конкурса проверялось то, насколько быстро и легко мы можем импровизироват
В заключение хочу отметить то, что портал «Слово для тебя» особое внимание уделяет проповеди. Проповедь является особым видом ораторского искусства и то того, насколько чётко и ясно она будет изложена, во многом зависит достижение цели, которую ставит проповедник, и пониманию Священного Писания. Считаю, что мой учебник может быть полезным как для начинающих проповедников, так и для тех, кто уже многие годы выходит на церковную кафедру.
Денис Гостев, специально для христианского просветительск
Продолжение интервью: О.И. Дружбинский: Что такое «CЕМЬ ПЛЮС МИНУС ДВА»?