Главная » Читальный зал » Домострой

Домострой

Что мы знаем про «Домострой»? Под «мы» я имею ввиду тех, кто живет по принципу «не читал, но осуждаю», а таких, согласитесь, до сих пор немало. Что «Домострой» это сплошное самодурство, варварство, «руководство по избиению домашних»? Никогда не закрадывалась мысль, что это не совсем так, точнее — совсем не так?

Не появлялось желание прочитать «Домострой», чтобы иметь собственное мнение, а не петь с чужого голоса? Может быть, есть смысл попробовать, да не просто прочитать, а с карандашом в руках?




Домострой. Предисловие

Читать
 Предисловие к этой книге, да будет так!

Поучение и наказание отцов духовных ко всем православным христианам о том, как веровать во святую Троицу и пречистую Богородицу и в крест Христов и в небесные силы, и святым мощам поклоняться и тайнам святым причащаться и как остальной святыни прикладываться. О том, как Царя почитать и князей его и вельмож, ибо сказал апостол: «Кому честь — честь, кому дань — дань, кому подать — подать», «не напрасно меч носит, но в похвалу добродетельным, неразумным же в наказание». «Хочешь ли не бояться власти? Делай всегда добро» — перед Богом и перед нею, и во всем покоряйся ей и по правде служи — будешь сосуд избранный и царское имя в себе понесешь.

И о том, как почитать святителей, священников и монахов — и пользу от них получать и молитвы просить на благословение дому своему и всех нужд своих, и душевных и телесных, но пуще всего духовных — и с прилежанием им внимать, и поучения их слушать, словно из божьих уст.

А еще в этой книге найдешь ты некий устав о мирском строении: о том, как жить православным христианам в миру с женами и с детьми и с домочадцами, как наставлять их и поучать, и страхом спасать и запрещать строго и во всех их делах сохранять их в чистоте, душевной и телесной, и о них заботиться, как о собственной части тела, ибо сказал Господь: «Да будете оба в едину плоть», ибо апостол сказал: «Если страдает один член — то все с ним страдают»; так же и ты, не о себе одном пекись, но и о жене и о детях своих и обо всех остальных — до самого последнего домочадца, ибо все мы связаны единою верой в Бога. И с добрым таким прилежанием неси любовь всем, живущим по-божески, точно око сердечное, на Бога взирающее, и будешь как сосуд избранный, не себя одного несущего к Богу, но многих, и услышишь: «Добрый рабе, верный рабе, будь в радости Господа своего!»

А еще в этой книге отыщешь устав о домовном строении, как учить жену и детей и слуг, и как всякий запас собирать — и хлебный, и мясной, и рыбный, и овощной, и о домашнем хозяйстве, особенно в сложных делах. А всего тут найдешь ты глав 67.

Цитаты «Домостроя»

«Поучение и наказание отцов духовных» меня как-то мало интересуют, в Бога я не верю, но кое-что на ус намотать можно, добавлю в цитаты Домостроя:

Не о себе одном пекись, но и о жене и о детях своих и обо всех остальных — до самого последнего домочадца.

Максимов, все в прошлом

Домострой. Глава 1. Поучение отца сыну

Читать

Благословляю я, грешный (имярек), и поучаю, и наставляю, и вразумляю единственного сына своего (имярек) и его жену (имярек), и детей их, и домочадцев — следовать христианским законам, жить с чистой совестью и по правде, в вере соблюдая волю божью и заповеди его, а себя утверждая в страхе божьем и в праведном житии, жену наставляя и домочадцев своих не понужденьем, не битьём, не тяжкою работой, а словно детей, что всегда в покое, одеты и сыты, и в теплом дому, и всегда в порядке.

Вручаю вам, по-христиански живущим, на память это писание, на вразумление вам и детям вашим. Если ж писания моего не примете, наставлению не последуете, не станете жить по нему и поступать не будете так, как здесь сказано, дадите ответ за себя сами в день Страшного суда, а я преступлениям и грехам не причастен вашим, не моя то вина: благословлял я вас на благочинную жизнь, и размышлял, и молил, и поучал, и писал вам. Если же примете простое мое поучение и ничтожное наставление со всей чистотою душевной и прочтете, прося, насколько возможно, у Бога помощи и разума, и коли Бог вразумит, претворите их все в дело,- будет на вас милость божья и пречистой Богородицы, и великих чудотворцев, и наше благословение отныне и до окончания века. И дом ваш, и чада ваши, имение ваше и богатство, какие вам Бог послал нашим благословением и за ваши труды — да будут благословенны и преисполнены всяческих благ во веки веков. Аминь.

На мой взгляд, это «Христианского жительства описание» какое-то противоречивое получилось. Возможно, это связано с неправильным переводом? Если про то, что надо «жить с чистой совестью и по правде», спорить не будешь, то вот эта фраза ставит в тупик:

… жену поучая и домочадцев своих понуждая — не неволей, не битьем, не работой тяжкой, а будут тебе как дети: всегда в покое, одеты и сыты, и в теплом дому, и благоустроены.

В русском языке слово «понуждать» означает заставлять, принуждать, вынуждать, приневоливать, неволить, ставить перед необходимостью, припирать к стенке, брать за горло (глотку), то есть тут все связано с насилием. И в то же время автор пишет, что понуждать надо не неволей, не битьем, не работой тяжелой. Налицо явное противоречие.

Я думаю, что во времена «Домостроя» слово «понуждать» наверняка имело другое значение. Во всяком случае, в словаре Даля написано «стар. вообще побуждать». А побуждать это не только понукать и заставлять, но и поощрять к какому-то действию.

Наверно, правильнее было бы написать — поощряй своих домочадцев заниматься добрыми делами, не сидите сложа руки и будете тогда сыты и одеты, и в теплом дому, и благоустроены. Вот такую заповедь смело можно вписать в Домострой 21 века.

Цитаты «Домостроя»

и поучаю, и наставляю, и вразумляю … жить с чистой совестью и по правде

… а я преступлениям и грехам не причастен вашим, не моя то вина: благословлял я вас на благочинную жизнь, и размышлял, и молил, и поучал, и писал вам.

Генрих Семирадский Христос у Марфы и Марии

Домострой. Глава 2

Как христианам веровать во святую Троицу и пречистую Богородицу и в крест Христов и как поклоняться святым небесным силам бесплотным, и всем честным и святым мощам.

Читать

Каждому христианину следует знать, как по-божески жить в православной вере христианской, как, во-первых, всей душою и любым помышлением всеми чувствами искренней верою веровать в Отца и Сына и святого Духа — в нераздельную Троицу; в воплощение Господа нашего Иисуса Христа, сына божия, веруй, его родившую мать называй Богородицей, и поклоняйся с верой кресту Христову, ибо этим спасение людям принес Господь. Всегда иконе Христа и пречистой его матери и святым небесным бесплотным силам и всем святым почести с верою воздавай, как и самим им, и с любовью в молитве все это высказывай и поклоны твори, и Бога на помощь призывай, а мощи святых благоговейно целуй и поклоняйся им.

Цитаты «Домостроя»

Ну, вот это совершенно не для меня:

и поклоны твори, и Бога на помощь призывай, а мощи святых благоговейно целуй и поклоняйся им.

Я как-то привыкла полагаться на собственные силы, в крайнем случае, на помощь родных и друзей, а уж что-то там «благоговейно целовать» меня и вовсе не заставишь.

Помнится, как-то приятельница затащила в нашу церковь на службу. Я уж и не рада была, что на уговоры поддалась, но смирнехонько стояла, ждала, пока все закончится. Народу было очень много, буквально не протолкнуться. И когда служба закончилась, меня затянуло в людской водоворот. Увидев, что все идут, чтобы попу ручку поцеловать, я резко развернулась и попёрла против течения. Больше в церковь не хожу.

Домострой. Глава 3

Как причащаться тайнам божьим и веровать в воскресение из мертвых и Страшного суда ожидать, и как прикасаться ко всякой святыне.

Читать

В тайны божий веруй, телу и крови божьей причащайся с трепетом в очищение и освящение души и тела, ради оставления грехов и для вечной жизни. Веруй в воскресение из мертвых и в вечную жизнь, поминай Страшный суд — и будет нам всем воздаяние по нашим делам. Когда же, приготовив себя духовно, с чистой совестью их коснемся — с молитвой святой целуй животворящий крест и святые иконы честные, чудотворные и многоцелебные мощи. Да и после молитвы перекрестясь целуй их, воздух в себе удержав и губами не шлепая. А благоволит Господь причаститься божественных тайн христовых, так ложечкой от священника принимая в уста осторожно, губами не чмокать, а руки сложить у груди крестом; а если кто достоин, дору и просфиру и все освященное нужно вкушать осторожно, с верой и с трепетом, и крошки на землю не уронить да не кусать зубами, как поступают иные; хлеб, ломая его, кусочками мелкими в рот класть, жевать губами и ртом, не чавкать; и просфиру с приправой не есть, а только воды прихлебнуть или вина церковного в кипяченую воду прибавить, а ничего иного туда не примешивать.

Прежде всякой еды просфира вкушается в церкви и дома, никогда просфиры не есть ни с кутьей ни с кануном, ни с какою иною добавкой не есть, и на кутью просфиры не класть. А если с кем во Христе целованье творить, то, целуясь, воздух также в себе задержав, губами не чмокать. Подумай и сам: человеческой немощи, чуть заметного запаха чесночного гнушаемся, как и смрада хмельного, больного и прочего смрада, — так как же мерзок и Господу смрад наш и вонь от него — вот почему с осторожностью следует совершать все это.

Цитаты «Домостроя»

Веруй в воскресение из мертвых и в вечную жизнь, поминай Страшный суд — и будет нам всем воздаяние по нашим делам.

…человеческой немощи, чуть заметного запаха чесночного гнушаемся, как и смрада хмельного, больного и прочего смрада, — так как же мерзок и Господу смрад наш и вонь от него…

Не пойму, как сегодня можно верить в воскресение из мертвых и Страшный суд? «Домострой», если мне память не изменяет, был написан в середине 16 века, то есть, грубо говоря, прошло с тех пор где-то 450 лет. И за это время никакого Страшного суда. А будет ли он вообще?

Интересно, как на призывы «целованье творить» смотрят медики? У церкви по этому поводу свои аргументы:

Не следует обращать внимания на околоцерковные предрассудки по поводу возможности инфицирования при целовании святынь, многовековая история Церкви не позволяла даже воинствующим атеистам использовать этот «аргумент». Брезгливость же является одним из проявлений гордости и излечивается временем, тем более, что целование икон – это лишь благочестивый обычай, выражение трепетной любви, а не обязанность. 

Хм… Если брезгливость — одно из проявлений гордости, то как Господь может быть брезгливым («так как же мерзок и Господу смрад наш и вонь от него»)? Или «что положено Юпитеру, не положено волу»?

Питер Пауль Рубенс. Страшный Суд

Домострой. Глава 4

Как всею душой возлюбить Господа и ближнего своего, страх божий иметь и помнить о смерти

Читать
Так возлюби же Господа Бога твоего всею душою своей и со всею твердостью духа своего, и стремись делами своими всеми, привычками, нравом угодить Богу. При том возлюби всех близких твоих, по образу божию созданных, то есть всякого христианина. Страх божий всегда носи в своем сердце и любовь нелицемерную, и помни о смерти. Всегда соблюдай волю божию и живи по заповедям его. Сказал Господь: «На чем тебя застану, по тому и сужу«, — так что всякому христианину следует быть готовым к встрече с Господом — жить добрыми делами, в покаянии и чистоте, всегда исповедовавшись, постоянно ожидая смертного часа.

Еще о том же. Возлюбишь Господа от всей души — страх его да будет в сердце твоем. Будь и праведен, и справедлив, и живи в смирении; очи долу опуская, ум к небесам простирай, в молитве к Богу и в слове к людям приветлив будь; опечаленного утешь, в бедах будь терпелив, со всяким будь обходителен, щедр и милостив, нищелюбив и странноприимен, скорби о грехах и радуйся в Боге, не будь алчен к пьянству и жаден к обжорству, будь кроток, тих, молчалив, друзей возлюби, а не злато, будь неспесив, боязлив пред царем, готовым исполнить волю его, в ответах вежлив; и чаще молись, благоразумный старатель Бога, не осуждай никого, защитник обездоленных, нелицемерен,- чадо евангелия, сына воскресения, наследник вечной жизни во Христе Иисусе, Господе нашем, ему же слава во веки.

Цитаты «Домостроя»

возлюби всех близких твоих

всякому христианину следует быть готовым к встрече с Господом — жить добрыми делами, в покаянии и чистоте, всегда исповедовавшись, постоянно ожидая смертного часа.

к людям приветлив будь; опечаленного утешь, в бедах будь терпелив, со всяким будь обходителен, щедр и милостив

не будь алчен к пьянству и жаден к обжорству

друзей возлюби, а не злато

не осуждай никого

Что-то мрачновато у них все было, в 16-м веке-то. Носить в сердце страх, постоянно помнить о смерти, жить в смирении, угождать, очи долу опуская – ну что это за жизнь? А вот это – на чем тебя застану, по тому и сужу – вообще ни в какие ворота. Получается, что человек может жить праведно всю жизнь, а потом бац – и оступился. И в этот самый момент дуба дал, не успев покаяться. И что теперь? Вся жизнь псу под хвост? Получит сполна только за один проступок?

Будь нищелюбив и странноприимен – тоже совет еще тот. Вообще не пойму, почему церковь так носится с нищими и бродягами?

Ерменев, нищая, девочка-поводырь, русская живопись

Домострой. Глава 5

Как царя или князя чтить и во всем им повиноваться, и всякой власти покоряться, и правдой служить им во всем, в большом и в малом, а также больным и немощным — любому человеку, кто бы он ни был; и самому обдумать всё это

Читать
Бойся царя и служи ему верно, всегда о нем Бога моли. И лживо никогда не говори с ним, но с почтением правду ему отвечай, как самому Богу, во всем ему повинуясь. Если земному царю с правдою служишь и боишься его, научишься и небесного царя страшиться: этот — временен, а небесный вечен, он — судья нелицемерный, каждому воздаст по делам его. Также и князьям покоряйтесь, воздавая им должную почесть, ибо посланы Богом карать злодеев и награждать добродетельных. Князя своего прими и власти свои, не помысли на них зла. Ибо говорит апостол Павел: «Вся власть от Бога«, — так что кто противится власти, тот божью повелению противится. А царю и князю и любому вельможе не думай служить обманом, погубит Господь изрекающих ложь, а сплетники и клеветники прокляты и людьми. Тем, кто старше тебя, честь воздавай и кланяйся, средних почитай как братьев, немощных и скорбных любовно утешь, а младших как чад возлюби — ни одному созданию божью не будь лиходеем. Славы земной ни в чем не желай, проси у Бога вечного блаженства, всякую скорбь и тягость благодарно претерпи: если обидят — не мсти, если хулят — молись, не воздавай злом за зло, за клевету — клеветой; согрешающих не осуждай, припомни свои грехи, позаботься прежде всего о них; злых людей отвергни советы, ревнуй живущим по правде, деяния их занеси в свое сердце, и сам поступай так же.

Цитаты «Домостроя»

«Вся власть от Бога«, — так что кто противится власти, тот божью повелению противится.

Тем, кто старше тебя, честь воздавай и кланяйся, средних почитай как братьев, немощных и скорбных любовно утешь, а младших как чад возлюби — ни одному созданию божью не будь лиходеем.

Славы земной ни в чем не желай

если обидят — не мсти, если хулят — молись, не воздавай злом за зло, за клевету — клеветой

согрешающих не осуждай, припомни свои грехи, позаботься прежде всего о них

злых людей отвергни советы

Я-то думала, что священнослужители должны читать «Домострой», но просмотрев это видео, что-то сильно засомневалась.

«Раб божий Сергий» просит протоиерея Дмитрия Смирнова ответить на вопрос, как правильно истолковать фразу «Вся власть от Бога».

На что получает ответ:

— Фраза абсолютно нелепая, не соответствует истине, я даже не знаю, откуда вы ее взяли (!!!)

Вот те раз! Получается, что протоиерей Димитрий Смирнов «Домострой» не читал? Я разочарована 🙁

— Есть в Священном Писании слова, — продолжает поучать служитель Господа, — они звучат так: «Нет власти не от Бога». Это совершенно другое дело.

Разве? А по-моему, что в лоб, что по лбу, смысл-то один и тот же. Если нет власти не от Бога, значит, вся власть от Бога – коротко и ясно. Если ты не во власти, участь одна – терпеть, молчать, угождать, поклоняться, челом бить, ноги целовать, что там еще придумали?

Карл Блох. Нагорная проповедь

Домострой. Глава 6

Как людям почитать отцов своих духовных и повиноваться им во всем

Читать
Следует знать и то, как почитать детям духовных своих отцов. Приискать отца духовного доброго, боголюбивого и благоразумного, рассудительного и твердого в вере, который подаст пример, а не потаковщика пьяницу, не сребролюбца, не гневливого. Такого следует почитать и слушаться его во всем, и каяться перед ним со слезами, грехи свои поведуя без стыда и без страха, а наставления его исполнять и епитимьи соблюдать по грехам своим.

Призывать же его к себе в дом часто, да и к нему приходить на исповедь по всей совести, поученьям его с признательностью внимать, и подчиняться ему во всем, и почитать его, и бить челом ему низко: он учитель наш и наставник. И пребыть перед ним со страхом и признательностью, к нему ходить и давать ему подношения от своих плодов трудов по возможности. Советуйтесь с ним почаще о житии полезном, чтоб удержаться от всяких грехов. Как мужу наставлять и любить жену свою и детей и слуг, как жене слушаться мужа; обо всем советуйтесь с ним всякий день. Исповедоваться же в грехах своих следует перед отцом духовным и открывать грехи свои все, и покоряться ему во всем: ибо заботятся они о наших душах и ответ дадут за нас в день Страшного суда; и не следует ни бранить их, ни осуждать, ни укорять, а если же станут за кого просить, выслушать это, да наказать виновного, по вине смотря, но прежде все обсудив.

Цитаты «Домостроя»

он (отец духовный) учитель наш и наставник. И пребыть перед ним со страхом и признательностью, к нему ходить и давать ему подношения от своих плодов трудов по возможности.

Советуйтесь с ним почаще о житии полезном, чтоб удержаться от всяких грехов.

наказать виновного, по вине смотря, но прежде все обсудив.

Опять страх, опять бить челом низко, опять Страшный суд. Но мне особенно интересным показался отрывок про потаковщика пьяницу и сребролюбца.

Получается, что слуги Господни не без греха были и еще надо было поискать такого, которого можно было почитать да слушаться. И в то же время нельзя было служителей веры ни бранить, ни осуждать, ни укорять. Как-то одно с другим не вяжется.

Получается, если попик любит закладывать за воротник, то про него и слова сказать нельзя? С какой такой стати он автоматом попадает в касту неприкасаемых? Разве служитель веры не должен быть образцом для подражания? Как он может меня убеждать, допустим, что нужно поститься, если сам поперек себя шире?

Домострой. Глава 7

Как почитать архиереев, а также священников и монахов, во всех скорбях душевных и телесных с пользою им исповедоваться

Читать
Всегда приходи к священникам и воздавай подобающие им почести, проси у них благословения и духовного наставления и, припадая к ногам их, во всем богоугодном им повинуйся. Отнесись с доверием и любовью к священникам и монахам, во всем покоряйся и повинуйся им, от них получая спасение души. В трудных делах без стеснения спрашивай их совета и о духовном, и обо всем греховном.

А если какое постигнет тебя страдание, душевное или телесное, или болезнь, или некий недуг, пожар ли, потоп, воровство и разбой, или опала царская, или господний гнев, или поклеп, оговор, или убытки безмерные и иная неизбывная скорбь, — при всем при том не впадай в отчаяние, припомни прежние свои прегрешения, которые горе доставили Богу или людям, и слезы искренние пролей пред милостивым владыкой и пречистою Богородицей, и перед всеми святыми; к тихому обратясь пристанищу, к этим духовным наставникам, исповедуй свои согрешенья и скорбь — в умилении и со слезами, в сокрушении сердца, и уврачуют тебя во всяких бедах, облегченье душе даровав.

А если что повелят священники, все то исполни, каясь в грехах, ибо они суть слуги и молельщики у небесного царя, дано им от Господа дерзновение просить о полезном и добром для душ и для тел наших, и о прощении грехов, и о жизни вечной.

Цитаты «Домостроя»

во всем богоугодном им повинуйся.

А если какое постигнет тебя страдание, душевное или телесное, или болезнь, или некий недуг, пожар ли, потоп, воровство и разбой, или опала царская, или господний гнев, или поклеп, оговор, или убытки безмерные и иная неизбывная скорбь, — при всем при том не впадай в отчаяние

исповедуй свои согрешенья и скорбь — в умилении и со слезами, в сокрушении сердца, и уврачуют тебя во всяких бедах, облегченье душе даровав

Что-то мне не понятна эта оговорочка по Фрейду — «во всем богоугодном им повинуйся». Получается, что священнослужитель может что-то и не богоугодное насоветовать? А вот принцип — не впадать в отчаянье, даже когда все кругом летит в тартараты, мне нравится.

А.Корзухин Перед исповедью

Домострой. Глава 8.1

Как христианам врачеваться от болезней и от всяких страданий — и царям, и князьям, и всяких чинов людям, архиереям, и священникам, и монахам, и всем христианам

Читать
Если Бог нашлет на кого-то болезнь или какое страдание, врачеваться следует божьею милостью да молитвою и слезами, постом, подаянием нищим да истовым покаянием, с благодарностью и прощением, с милосердием и нелицемерной любовью ко всем.

Если кого ты чем-то обидел, нужно просить прощения сугубо и в будущем не обижать. А при этом отцов духовных и всех священников и монахов поднять на моление Богу, и петь молебны, и воду святить честным животворящим крестом и со святых мощей и с чудотворных образов, и освящаться елеем; по святым чудотворным местам по обету ходя, молиться со всею чистою совестью, и тем получить от Бога исцеление самым разным недугам. И всех согрешений избегать и впредь никому не творить зла.

Наказы же духовных отцов соблюдать и епитимьи править, и тем очиститься от греха, душевные и телесные болезни исцелить, взывая к божьему милосердию. Каждый христианин обязан избавлять себя от всяких недугов, душевных и телесных, от душетленных и болезненных страданий, жить по заповеди господней, по отеческому преданию и по христианскому закону (как в начале книги этой написано, с первой главы первые пятнадцать глав и все остальные главы книги также); прочесть и двадцать девятую главу: вдуматься в них и все соблюдать, — тогда человек и Богу угодит, и душу спасет, и греха избудет, и получит здоровье, душевное и телесное, и наследует вечные блага.

Цитаты «Домостроя»

врачеваться следует божьею милостью да молитвою и слезами, постом, подаянием нищим да истовым покаянием…

Если кого ты чем-то обидел, нужно просить прощения сугубо и в будущем не обижать

И всех согрешений избегать и впредь никому не творить зла.

Каждый христианин обязан избавлять себя от всяких недугов, душевных и телесных

Ну и советы, даже не знаешь, как на это реагировать. Нет, с утверждением, что «каждый христианин обязан избавлять себя от всяких недугов, душевных и телесных», я согласна на все сто, но вот методы избавления, на мой взгляд, не совсем адекватные.

Единственное, что можно взять на вооружение — пост, а еще лучше — голодание, которое, действительно, может помочь от многих недугов.

Но с тем, что «врачеваться» нужно молитвами или подаянием нищим, тут я не соглашусь, что-то подзагнули составители «Домостроя». Думаю, что альтернативы было две — больной либо выздоровеет, либо помрет, причем, объяснение всегда одно и то же: на все милость божья.

Максимов Василий Максимович. Больной муж. 1881 год

Домострой. Глава 8.2 (продолжение)

Как христианам врачеваться от болезней и от всяких страданий — и царям, и князьям, и всяких чинов людям, архиереям, и священникам, и монахам, и всем христианам

Читать
Кто же в своей дерзости и страха божьего не имеет и воли божьей не творит, закону христианского отеческого предания не следует, о церкви божьей и о церковном пении, и о келейном правиле, и о молитве, и о восхвалении Бога не думает, ест и пьет без удержу до объядения и до пьянства в неурочное время, и правил не соблюдает общежития: в воскресения и среды и пятницы, в праздники и Великим постом и постом Успенским без воздержанья блудит в неурочное время, нарушая природу и закон, или те, что от жен блудят или совершают содомский грех и всякую мерзость творят и всякие богоотвратные дела: блуд, распутство, сквернословие и срамословие, бесовские песни, пляски и прыгание, игру на бубнах, трубах, сопелках, завозят медведей и птиц и ловчих собак и конские гонки устраивают, — всё, угодное бесам, всю непристойность и наглость, а к тому же еще чародейство и волхвование, и колдовство, звездочетье, чернокнижье, чтение отреченных книг, альманахов, гадальных книг, шестокрыла, верят в громовые стрелы и топорки, в усовье и в матку, в камни и кости волшебные и в прочие всякие козни бесовские.

Если же кто чародейством и зельем, кореньями-травами, до смерти или до помешательства окормит или бесовскими словами, наваждением и наговором наведет кого-то на любой порок и особенно на прелюбодеянье, или если кто-то клянется именем божьим ложно или клевещет на друга, — тут же прочти и двадцать восьмую главу. При таких вот делах, в таковых обычаях-нравах и рождается в людях гордость, ненависть, злопамятство, гнев, враждебность, обиды, ложь, воровство, проклятие, срамословие, сквернословие, чародейство и волхвование, насмешка, кощунство, обжорство и пьянство безмерное — с рассвета и допоздна, — и всякие злые дела, и грубый блуд, и любое распутство. И благой человеколюбец Бог, не приемля таковых злых нравов людей и обычаев, и всяких неподобных дел, как чадолюбивый отец страданиями спасает всех нас и приводит к спасенью, наставляя, наказывает за премногие наши грехи, но не предает скорой смерти, не желает смерти грешника, но ждет покаяния, чтобы мог человек исправиться и жить.

Цитаты «Домостроя»

Выписала все «богоотвратные дела, всё, угодное бесам»:

  • Кто … ест и пьет без удержу до объядения и до пьянства в неурочное время
  • блудит в неурочное время, нарушая природу и закон
  • от жен блудят или совершают содомский грех
  • блуд
  • распутство
  • сквернословие и срамословие
  • бесовские песни
  • пляски и прыгание
  • игра на бубнах, трубах, сопелках
  • завозят медведей и птиц и ловчих собак
  • конские гонки
  • чародейство и волхвование
  • колдовство
  • звездочетье
  • чернокнижье, чтение отреченных книг, альманахов, гадальных книг, шестокрыла
  • верят в громовые стрелы и топорки, в усовье и в матку, в камни и кости волшебные и в прочие всякие козни бесовские.
  • гордость
  • ненависть
  • злопамятство
  • гнев
  • враждебность
  • обиды
  • ложь
  • воровство
  • проклятие
  • насмешка
  • кощунство
  • обжорство и пьянство безмерное

Все понятно, кроме одного — как в этот список гордость попала? Может быть, все же не гордость, а гордыня имелась ввиду? Все же это разные вещи.

Раз уж зашла речь про грехи, не могу не вспомнить про Лота и его дочерей. Неужели Господь, даруя им жизнь, даже не подозревал, что это за … (как бы помягче выразиться-то в подобной ситуации даже не знаю, блядями вроде не назовешь, но то, что больные на всю голову, однозначно)? И почему он не наказал их? Или напоить отца, чтобы переспать с ним, это нормально?

Лот и его дочери

Домострой. Глава 8.3 (продолжение)

Как христианам врачеваться от болезней и от всяких страданий — и царям, и князьям, и всяких чинов людям, архиереям, и священникам, и монахам, и всем христианам

Читать
Если же они не исправятся, не покаются в недобрых делах, Бог наводит на нас по нашим грехам когда голод, когда и мор, а то и пожары, а то и потоп, а то и пленение и смерть от руки язычников, и городам разорение, божьим церквам и всякой святыне уничтожение, а всему имуществу расхищение, и клевету друзей. Иногда и по царскому гневу постигает тебя разорение, немилосердная казнь и позорная смерть, иногда же от разбойников — убийство и грабеж, и от воров — покража, и от судей — и мзда и расход. То бездожье — а то дожди без конца, неудачные годы — и зима непригодная, и морозы лютые, и земли бесплодие, и всяческой живности — скотине падеж и зверю, и птицам, и рыбам, и скудость всяким хлебам; а то вдруг утрата родителей и жены и детей от тяжелых и быстрых и внезапных смертей после тяжких и горьких страданий в недугах и злая кончина.

Ибо многие праведники истинно служат Богу, по заповедям господним живут между нами, грешными, однако на этом свете равно с грешными Бог их казнит, чтобы по смерти смогли они сподобиться самых сияющих венцов от Господа, нам же, грешникам, горше мука, — ведь и праведники претерпевают страдания тяжкие за беззаконие наше. Так неужели во всех этих бедах не исправимся мы, ничему не научимся и не придем к раскаянию, не очнемся, не устрашимся, видя подобное наказание от праведного гнева божия за бесконечные наши грехи?

Цитаты «Домостроя»

Бог наводит на нас по нашим грехам

многие праведники истинно служат Богу, по заповедям господним живут между нами, грешными, однако на этом свете равно с грешными Бог их казнит

Что-то я логику Господа совершенно не понимаю: бей своих, чтобы чужие боялись? Сподобятся они после смерти «самых сияющих венцов от Господа» или нет — это еще бабушка надвое сказала, а вот то, что простой человек видит, что Господь раздает всем сестрам по серьгам, вне зависимости — праведник ты или нет — как-то не мотивирует на праведную жизнь, как вы считаете?

Лот и его дочери

И опять же, возвращаясь к Лоту и его дочерям, как можно считать праведником человеке, готового отдать своих дочерей насильникам? Про инцест я вообще молчу, эта отмазка, мол, пьян был, ничего не помню, на мой взгляд, вообще какая-то несерьезная. Что-то нравы подобные в моей голове ну никак не укладываются.

Домострой. Глава 8.4 (продолжение)

Как христианам врачеваться от болезней и от всяких страданий — и царям, и князьям, и всяких чинов людям, архиереям, и священникам, и монахам, и всем христианам

Читать
И снова Господь, наставляя нас и направляя к спасению, искушая, словно праведного долготерпеливого Иова, насылает на нас страдания и болезни, и тяжкие недуги, от духов лукавых мучение, огнивание тела, костям ломоту, отек и опухоль на все члены, запор обоим проходам, и камень в почках, и килу, и тайных членов гниение, водянку и глухоту, слепоту и немоту, боли в желудке и страшную рвоту, и вниз на оба прохода и кровь и гной, и чахоту, и кашель, и боль в голове и зубную боль, и грыжу, и подагру, чирьи и сыпь, слабость и дрожь, желваки и бубоны, и паршу, и горб, шею, ноги и руки скрюченные и косоглазие, и иные всякие тяжкие недуги — всё наказание по божьему гневу. И вот — все грехи свои мы забыли, мы не покаялись, ни в чем не желаем ни исправляться, ни устрашиться, ничто не научит нас!

И хотя мы видим во всем том божью кару и страдаем от тяжких болезней за многие наши грехи, за то, что забыли Бога, создавшего нас, не прося у Бога ни милости, ни прощенья, — какое же зло творим мы, обращаясь к нечистым бесам, от которых уже при святом крещении отреклись, как и от дел их, и приглашаем к себе чародеев, кудесников и волхвов, колдунов и знахарей всяких с их корешками, от которых ждем душетленной и временной помощи, и этим готовим себя в руки дьявола, в адову пропасть во веки мучиться.

Цитаты «Домостроя»

В «Домострое» названы не столько болезни, сколько симптомы болезней. Вот выписала, что там перечислено:

  • огнивание тела
  • костям ломоту
  • отек и опухоль на все члены
  • запор обоим проходам
  • и камень в почках
  • и килу
  • и тайных членов гниение
  • водянку и глухоту
  • слепоту и немоту
  • боли в желудке и страшную рвоту
  • и вниз на оба прохода и кровь и гной
  • и чахоту
  • и кашель
  • и боль в голове
  • и зубную боль
  • и грыжу
  • и подагру
  • чирьи и сыпь
  • слабость и дрожь
  • желваки и бубоны
  • и паршу
  • и горб
  • шею, ноги и руки скрюченные
  • и косоглазие
  • и иные всякие тяжкие недуги

Интересно, когда Сильвестр писал, допустим, про слабость и дрожь, или про «тайных членов гниение», какие заболевания конкретные имелись ввиду? И как они лечились? Только молитвами и надеждами, авось, само как-то рассосется?

какое же зло творим мы, обращаясь к нечистым бесам… и приглашаем к себе чародеев, кудесников и волхвов, колдунов и знахарей всяких с их корешками, от которых ждем душетленной и временной помощи, и этим готовим себя в руки дьявола, в адову пропасть во веки мучиться.

Допустим, чародеям-кудесникам я не сильно бы доверяла, но почему к знахарям нельзя было обращаться?

Гун Карл Федорович. Больное дитя

Домострой. Глава 8.5 (продолжение)

Как христианам врачеваться от болезней и от всяких страданий — и царям, и князьям, и всяких чинов людям, архиереям, и священникам, и монахам, и всем христианам

Читать
О безумные люди! Увы неразумию вашему, не сознаем мы своих грехов, за которые Бог нас казнит и мучит, и не каемся в них, не избегаем пороков и непотребных дел, не помышляем о вечном, но мечтаем о тленном и временном. Молю — и снова молю: отриньте пороки и душетленные все дела, искренним очистим себя раскаянием, и милостивый Господь да помилует нас в грехах, телу даст здравие, а душам спасение, и вечных благ не лишит. И если кто-то из нас благодарно отмучится в этом мире в различных болезнях, во всяких страданиях, чтобы очиститься от грехов своих царства ради небесного, он не только грехам получит прощение, но и будет наследником вечных благ. Ибо писано в святом Апостоле: «Многими страданиями предстоит нам войти в царство небесное». В святом Евангелии сказано: «Узкий и скорбный путь, вводящий в жизнь вечную, но широкий и просторный, вводящий в пагубу». И еще сказал Господь: «Трудно достичь царства небесного, и только те, что приложат усилие, получат его».

Вспомянем святых мужей, их страдания Бога ради, самые разные недуги и болезни, и благое терпение тех, кто не призывал к себе ни чародеев, ни кудесников, ни волхвов, ни травников, никаких бесовских врачевателей, но все упование возлагал на Бога, благодарно претерпевая очищение за грехи свои и ради наслаждения вечными благами, — словно долготерпеливый преподобный Иов или нищий Лазарь, который пред вратами богатого в навозе лежал, гноем и червями снедаем, а ныне на лоне Авраама почивает; и точно Симеон Столпник, сам сгноивший тело свое, червями пенясь; и многие праведники, Богу угодившие, всякими болезнями и различными недугами страдая, благодарно терпели все спасения ради души своей и ради жизни вечной, и за страдания те вошли в небесное царство, многие — и богатые и бедные — христианского рода, всяких чинов люди — и княжеского, и боярского, и священники, и монахи — в бесконечных болезнях и недугах страдая, всякими одержимы бывали горестями, и даже обиды ради Бога стерпели, и у Бога просили милости и уповали на помощь его.

Цитаты «Домостроя»

милостивый Господь телу даст здравие, а душам спасение.

И если кто-то из нас благодарно отмучится в этом мире в различных болезнях… будет наследником вечных благ.

их страдания Бога ради, самые разные недуги и болезни, и благое терпение тех, кто не призывал к себе ни чародеев, ни кудесников, ни волхвов, ни травников, никаких бесовских врачевателей, но все упование возлагал на Бога, благодарно претерпевая очищение за грехи свои и ради наслаждения вечными благами

нищий Лазарь, который пред вратами богатого в навозе лежал, гноем и червями снедаем, а ныне на лоне Авраама почивает

точно Симеон Столпник, сам сгноивший тело свое, червями пенясь; и многие праведники, Богу угодившие, всякими болезнями и различными недугами страдая, благодарно терпели все спасения ради души своей и ради жизни вечной, и за страдания те вошли в небесное царство

Ну и ну, что же в мозгах у всех этих нищих-убогих творилось, если они свою единственную жизнь способны были испоганить ради мифической вечной жизни и каких-то благ? И в чем заключаются эти «вечные блага», ради которых стоит так страдать? Иметь возможность почивать на лоне Авраама, как Лазарь? Так этого можно было добиться и в земной жизни, конечно, если работать, а не лежать в навозе, «червями пенясь».

ПАГАНИ, ПАОЛО БЕДНЫЙ ЛАЗАРЬ

Домострой. Глава 8.6 (продолжение)

Как христианам врачеваться от болезней и от всяких страданий — и царям, и князьям, и всяких чинов людям, архиереям, и священникам, и монахам, и всем христианам

Читать
И тогда милосердный Бог на рабов своих изливает бесконечные милости и дарует исцеленье, и прощает грехи, и от страданий спасает: тех с помощью животворящих крестов и чудотворных икон, святых образов христовых и богородичных, архангельских и всех святых, и посредством святых мощей и елеопомазания и елеосвящения, и через молебны в богослужении, которые бывают на всенощной в божьих святых церквах и монастырях, и в чудотворных местах, и в дому, и в пути, и на водах,- везде призывая с верою Господа Бога, пречистую Богородицу, их угодников даровать прощение, здоровье телу и душе спасение.

Многие так и скончались в недугах и тяжких болезнях, в различных страданьях, ими очистившись от грехов, жизни вечной сподобились. Постигнем смысл сего в точности, станем подражать житию их и их терпению, по житию соревнуясь со святыми отцами, пророками и апостолами, святителями и мучениками, преподобными и юродивыми Христа ради, со святыми женами, православными царями и князьями, священниками и монахами — со всеми христианами, богоугодно прожившими век.

До конца постигнем, как в жизни этой претерпели они страдания Христа ради — те постом и молитвами и долготерпением, жаждой и голодом, наготой в морозы или в солнечный жар, поруганием и оплеванием, всякими упреками, битьем и мучением от нечестивых царей различными муками ради Христа; их казнили, в огне сжигали, звери их пожирали, каменьями их забивали, топили в водах, в пещерах, в пустынях и в земных пропастях окончили жизнь они, в узах в темницы заключены и пленены, всякие понесли труды, претерпевали страдания и различные муки, — «и кто их исчислит?» — как говорит святое Писание.

И за такие страдания страшные, за муки свои какую награду они получили от Христа в жизни этой и в жизни вечной! Наслаждение вечными благами, каких не видело око, не слышало ухо и на сердце человеку не дало — вот что Бог уготовит любящим его. Да и как восславляются ныне они, как церковь божия славит их! Мы сами только этим святым и молимся, на помощь их призываем с просьбой молиться пред Богом за нас, а от их чудотворных образов и чтимых мощей исцеление получаем. Воспоследствуем же таковых святых житию и страданию благодарно и кротко, и в награду подобную же благодать получим от Бога.

Цитаты «Домостроя»

по житию соревнуясь со святыми отцами, пророками и апостолами, святителями и мучениками, преподобными и юродивыми Христа ради

претерпели они страдания Христа ради — те постом и молитвами и долготерпением, жаждой и голодом, наготой в морозы или в солнечный жар, поруганием и оплеванием, всякими упреками, битьем и мучением от нечестивых царей различными муками ради Христа

награду они получили… Наслаждение вечными благами, каких не видело око, не слышало ухо и на сердце человеку не дало — вот что Бог уготовит любящим его.

Вот откуда автор знает, что именно получили они в награду?

Наверно, я не доросла, не понимаю, с какой такой стати должна «соревноваться» с пророками, мучениками, юродивыми. Ради чего? Ради вечных благ, «каких не видело око, не слышало ухо»?

Суриков. Боярыня Морозова. Юродивый

Домострой. Глава 8.7

О волхвовании и о колдунах

Читать
6-го собора правило 61. И тем, кто поддался волхвованию или так называемым мудрецам (или иным таковым же, которые могут предсказывать), если кто захочет раскрыть неведомое по первой, полученной от святых отцов заповеди — пусть следует правилу канона: на шесть лет они лишены причастия, как и те, кто водит медведей или другого какого зверя на развлеченье толпе и для заработка, кто предсказывает судьбу при рождении и родословную по звездам, и подобными речами вводит народ в заблужденье. Гадающие по облакам, чародеи, создатели амулетов и волшебники, этим занятые и не отступающие от пагубных сих языческих дел, — изгонять таковых повсюду из церкви требуем, как и повелевает закон священнику. «Что общего у света со тьмой?» — как сказал апостол, и как сочетается церковь божья с идолами языческими? какое соучастие верному с неверным? какое согласие Христу с дьяволом?

Толкование. Те, которые следуют пагубному колдовству, ходят к волхвам и колдунам или приглашают их в дом свой, желая узнать через них неизреченное нечто, как и те, кто кормит и держит медведей или каких-нибудь псов или ловчих птиц для охоты или развлечения и для прельщения толпы, или верят в судьбу и в родословцы, то есть в рожаниц, и в колдовство по звездам и гадают по облакам бегущим,- всех, творящих такое, повелел собор на шесть лет отлучать от причастия, пусть четыре года стоят с оглашенными, а остальные два года — с верными, и тем самым сподобятся божественных даров. Если же не исправятся они и после отлучения и языческого обмана не оставят, то от церкви — везде и всегда — пусть изгонятся. О волхвах и колдунах говорили богоносные отцы и церковные учителя, а больше всех Иоанн Златоуст говорит: те, кто занимается волшебством и колдовство творит, если даже они и изрекают имя святой Троицы, если даже и творят знамение святого креста Христова,- все равно подобает их избегать и от чих отвращаться.

Цитаты «Домостроя»

на шесть лет они лишены причастия, как и те, кто водит медведей или другого какого зверя на развлеченье толпе и для заработка, кто предсказывает судьбу при рождении и родословную по звездам, и подобными речами вводит народ в заблужденье.

изгонять таковых повсюду из церкви требуем… Если же не исправятся они и после отлучения и языческого обмана не оставят, то от церкви — везде и всегда — пусть изгонятся.

Что-то тут все в кучу намешано — и медведи, и гадалки. Наказание по тем временам, наверно, суровое, но нынче не то что давеча, поэтому всех хватает — и предсказателей, и развлекателей, причем, ни те ни другие, думаю, даже не подозревают, какие кары небесные им грозят. Или церковь уже на подобные вещи внимание не обращает?

гадание

Домострой. Глава 8.8 (окончание)

О волхвовании и о колдунах

Читать
О 24 правиле Анкирского собора. Те, кто волхвует, кто следует обычаям язычников, и те, кто вводит колдунов в дома свои для совершения колдовства и для очищения от отравления, лишены причастия, согласно правилам, на пять лет в определенном порядке: три года внутри пребывать, и вне церкви два года, — только молитвы без просвиры и без причастия.

Толкование. Если кто доверится волхвам, колдунам или травникам, или иным им подобным, и призывает их в дом свой, чтобы испытать судьбу, и те проясняют ему, чего он захочет, или во время колдовства, желая познать таинственное, ворожит на воде, чтобы злом исцелить злое, — пусть три года стоит с оглашенными, а два года — с верными, одной лишь молитвой приобщась с ними, но лишь по истечении пяти лет он причастится святых тайн.

61 правило Шестого собора, происходившего в дворцовом Трулле. Шесть лет таковым не велит приобщаться тайн, то есть не причащаться.

Шестого собора в Константинополе, в дворцовом Трулле 11-е правило. Не должно быть никакого общения у христиан с иудеями. Поэтому если сыщется кто-то, кто их опресноки ест или приглашает врача их для своего исцеления, или кто моется с ними в бане, или иначе как-то общается с ними, если из причта он — из церкви его изгнать, если мирянин — отлучить.

Из Василия Великого правило 72. Доверившийся волхвам или им подобным убивающим время, — пусть станет это запретным.

Толкование. Пошедший на обучение вредной мудрости к волхвам, колдунам или чародеям пусть будет наказан как преднамеренный убийца; верящий же волхвам или вводящий их в дом свой для лечения от отравления или предсказания будущего — на шесть лет пусть будет наказан, как повелевает 61 правило Шестого Вселенского собора, бывшего в Константинополе, в дворцовом Трулле, и 83 правило в том же послании Василия Великого.

Цитаты «Домостроя»

Пошедший на обучение вредной мудрости к волхвам, колдунам или чародеям пусть будет наказан как преднамеренный убийца

Не пойму, а почему церковь так на волхвов ополчилась? Что-то тут не так, надо бы почитать, узнать подробности. Но лично мне это совершенно не нравится.

«Запрещать и не пущать» — это метод слабых, не уверенных в себе людей, а уж желание наказывать конкурентов (а я уверена, что дело именно в этом) как преднамеренных убийц, это вообще через край.

Про вредные советы знаю, про вредные привычки тоже, а вот про «вредную мудрость» первый раз слышу, надо будет запомнить 🙂

А.Шишкин Волхв

Домострой. Глава 9

Как всякого посещать в страдании в монастырях, больницах и в темницах

Читать
В монастыре и в больнице, в затворничестве и в темнице заключенных посещай и милостыню, по силе своей возможности, подавай, что попросят; вглядись в беду и страдания, во все их нужды, и помогай, как сможешь, и всех, кто страдает в бедности и в нужде, как нищего не презирай, пригласи в свой дом, напои, накорми, согрей, с любовью и с чистою совестью приветь; их молитвами получишь от Бога милости и грехов отпущение. Поминай и родителей своих покойных подношением в церковь божию на панихиду и на службы, и дома поминки по ним устраивай, а нищим раздай милостыню: тогда и тебя не забудет Бог.

Цитаты «Домостроя»

и милостыню, по силе своей возможности, подавай, что попросят;

вглядись в беду и страдания, во все их нужды, и помогай, как сможешь

всех, кто страдает в бедности и в нужде, как нищего не презирай, пригласи в свой дом, напои, накорми, согрей, с любовью и с чистою совестью приветь;

Поминай и родителей своих покойных подношением в церковь божию на панихиду и на службы, и дома поминки по ним устраивай

нищим раздай милостыню: тогда и тебя не забудет Бог.

Не знаю почему, но я не люблю нищих. Вот просто на дух не переношу. Я нисколько не жадная, с деньгами расстаюсь спокойно, но вот нищим никогда не подаю. Точнее — практически никогда. Иногда бывают ситуации, что вижу — человек попал в безвыходное положение, он просто вынужден просить. Тут да, не помочь просто грех. А вот тех, для кого нищенство — образ жизни, профессия, если хотите, тот у меня никакой жалости не вызывает. А уж про то, чтобы его в дом пригласить, напоить-накормить-согреть, тут я пас, может даже не рассчитывать.

Вообще в «Домострое» странное отношение к нищим, по типу баш на баш: ты им милостыню, они за тебя Господу помолятся, авось, и зачтется как-нибудь.

Вот любопытная информация, чем наши нищие отличались от западных.

В России был распространён особый тип нищенства, резко отличающийся от нищенства западноевропейского. Западный нищий в огромном большинстве случаев умственно, нравственно и материально беден; в России нищий рассматривался как человек бывалый, persona grata в каждом доме, куда он входил, интересный и неистощимый рассказчик про то, «где он бывал». К этому типу нищих примыкает «городской нищий», более или менее оседлый, а переходной ступенью между тем и другим служит особый тип, носящий в разных местах разное название, преимущественно презрительное: голытьба, босая команда, босяки, босявки, золотая рота, раклы, шахаи и т. д. Нищие последней категории характеризовались как имевшие непреодолимое отвращение к физическому труду, от которого уклонялись под всевозможнейшими предлогами, часто не брезгая никакими другими способами для добывания себе средств к существованию.

Среди нищих на Руси в XIX веке были своего рода добровольцы: монахи, жившие только подаянием, лица раздавшие свое имущество бедным и решившиеся испытать тяжёлую долю нищенства, нести крест смирения и терпения. Настоящие нищие — это неимущие, погорелые, бобыли, беглые, ослепшие и т. п.; всякие народные бедствия и массовые несчастья вроде эпидемий, пожаров, голодных годов значительно пополняли этот контингент. В ряды нищих поступало и множество тунеядцев так называемых нищих-промышленников — зрячие слепые, хромые, способные бегать, бабы с завёрнутыми поленьями вместо грудных детей на руках и т. д.

В.Васнецов Нищие певцы-богомольцы

Домострой. Глава 10

Как в церкви божий и в монастыри приходить с дарами

Читать
В церкви божьи всегда приходить с верою, не во гневе и без зависти, без всякой вражды, но всегда со смиренною мудростью, кротко и в чистоте телесной, и с подношением: со свечой и с просвирой, с фимиамом и с ладаном, с кануном и с кутьей, и с милостыней, — и за здравие, и за упокой, и к праздникам также по монастырям пойдешь — также с милостыней и с подношением.

Когда принесешь к алтарю свой дар, вспомни евангельское слово: «Если что-то имеет брат твой против тебя, оставь тогда дар твой пред алтарем, и пойди помирись прежде с братом своим», — и только тогда принеси свой дар Богу от праведного добра своего: от неправедного стяжания неприемлемо дарение.

Сказано было к богатым: «Лучше не грабить, чем милостыню давать от неправедно добытого». Полученное неправедно верни обиженному тобою — это достойней милостыни. Богу же приятен дар от праведного прибытка, от добрых дел.

Цитаты «Домостроя»

В церкви божьи всегда приходить… с подношением: со свечой и с просвирой, с фимиамом и с ладаном, с кануном и с кутьей

Лучше не грабить, чем милостыню давать от неправедно добытого

Полученное неправедно верни обиженному тобою — это достойней милостыни.

Богу же приятен дар от праведного прибытка, от добрых дел.

Честно говоря, эту фразу — Лучше не грабить, чем милостыню давать от неправедно добытого — совершенно не поняла. Что значит «лучше не грабить»?

деревенская церковь, пасха

НА ВАШУ КНИЖНУЮ ПОЛКУ

Домострой. Древнерусская энциклопедия семейной жизни
Купить книгу на Ozon.ru

Читать «Домострой» дальше →