Главная » Читальный зал » Домострой

Домострой

Что мы знаем про «Домострой»? Под «мы» я имею ввиду тех, кто живет по принципу «не читал, но осуждаю», а таких, согласитесь, до сих пор немало. Что «Домострой» это сплошное самодурство, варварство, «руководство по избиению домашних»? Никогда не закрадывалась мысль, что это не совсем так, точнее — совсем не так?

Не появлялось желание прочитать «Домострой», чтобы иметь собственное мнение, а не петь с чужого голоса? Может быть, есть смысл попробовать, да не просто прочитать, а с карандашом в руках?

Домострой. Предисловие

Читать

Цитаты «Домостроя»

«Поучение и наказание отцов духовных» меня как-то мало интересуют, в Бога я не верю, но кое-что на ус намотать можно, добавлю в цитаты Домостроя:

Не о себе одном пекись, но и о жене и о детях своих и обо всех остальных — до самого последнего домочадца.

Максимов, все в прошлом

Домострой. Глава 1. Поучение отца сыну

Читать

На мой взгляд, это «Христианского жительства описание» какое-то противоречивое получилось. Возможно, это связано с неправильным переводом? Если про то, что надо «жить с чистой совестью и по правде», спорить не будешь, то вот эта фраза ставит в тупик:

… жену поучая и домочадцев своих понуждая — не неволей, не битьем, не работой тяжкой, а будут тебе как дети: всегда в покое, одеты и сыты, и в теплом дому, и благоустроены.

В русском языке слово «понуждать» означает заставлять, принуждать, вынуждать, приневоливать, неволить, ставить перед необходимостью, припирать к стенке, брать за горло (глотку), то есть тут все связано с насилием. И в то же время автор пишет, что понуждать надо не неволей, не битьем, не работой тяжелой. Налицо явное противоречие.

Я думаю, что во времена «Домостроя» слово «понуждать» наверняка имело другое значение. Во всяком случае, в словаре Даля написано «стар. вообще побуждать». А побуждать это не только понукать и заставлять, но и поощрять к какому-то действию.

Наверно, правильнее было бы написать — поощряй своих домочадцев заниматься добрыми делами, не сидите сложа руки и будете тогда сыты и одеты, и в теплом дому, и благоустроены. Вот такую заповедь смело можно вписать в Домострой 21 века.

Цитаты «Домостроя»

и поучаю, и наставляю, и вразумляю … жить с чистой совестью и по правде

… а я преступлениям и грехам не причастен вашим, не моя то вина: благословлял я вас на благочинную жизнь, и размышлял, и молил, и поучал, и писал вам.

Генрих Семирадский Христос у Марфы и Марии

Домострой. Глава 2

Как христианам веровать во святую Троицу и пречистую Богородицу и в крест Христов и как поклоняться святым небесным силам бесплотным, и всем честным и святым мощам.

Читать

Цитаты «Домостроя»

Ну, вот это совершенно не для меня:

и поклоны твори, и Бога на помощь призывай, а мощи святых благоговейно целуй и поклоняйся им.

Я как-то привыкла полагаться на собственные силы, в крайнем случае, на помощь родных и друзей, а уж что-то там «благоговейно целовать» меня и вовсе не заставишь.

Помнится, как-то приятельница затащила в нашу церковь на службу. Я уж и не рада была, что на уговоры поддалась, но смирнехонько стояла, ждала, пока все закончится. Народу было очень много, буквально не протолкнуться. И когда служба закончилась, меня затянуло в людской водоворот. Увидев, что все идут, чтобы попу ручку поцеловать, я резко развернулась и попёрла против течения. Больше в церковь не хожу.

Домострой. Глава 3

Как причащаться тайнам божьим и веровать в воскресение из мертвых и Страшного суда ожидать, и как прикасаться ко всякой святыне.

Читать

Цитаты «Домостроя»

Веруй в воскресение из мертвых и в вечную жизнь, поминай Страшный суд — и будет нам всем воздаяние по нашим делам.

…человеческой немощи, чуть заметного запаха чесночного гнушаемся, как и смрада хмельного, больного и прочего смрада, — так как же мерзок и Господу смрад наш и вонь от него…

Не пойму, как сегодня можно верить в воскресение из мертвых и Страшный суд? «Домострой», если мне память не изменяет, был написан в середине 16 века, то есть, грубо говоря, прошло с тех пор где-то 450 лет. И за это время никакого Страшного суда. А будет ли он вообще?

Интересно, как на призывы «целованье творить» смотрят медики? У церкви по этому поводу свои аргументы:

Не следует обращать внимания на околоцерковные предрассудки по поводу возможности инфицирования при целовании святынь, многовековая история Церкви не позволяла даже воинствующим атеистам использовать этот «аргумент». Брезгливость же является одним из проявлений гордости и излечивается временем, тем более, что целование икон – это лишь благочестивый обычай, выражение трепетной любви, а не обязанность. 

Хм… Если брезгливость — одно из проявлений гордости, то как Господь может быть брезгливым («так как же мерзок и Господу смрад наш и вонь от него»)? Или «что положено Юпитеру, не положено волу»?

Питер Пауль Рубенс. Страшный Суд

Домострой. Глава 4

Как всею душой возлюбить Господа и ближнего своего, страх божий иметь и помнить о смерти

Читать

Цитаты «Домостроя»

возлюби всех близких твоих

всякому христианину следует быть готовым к встрече с Господом — жить добрыми делами, в покаянии и чистоте, всегда исповедовавшись, постоянно ожидая смертного часа.

к людям приветлив будь; опечаленного утешь, в бедах будь терпелив, со всяким будь обходителен, щедр и милостив

не будь алчен к пьянству и жаден к обжорству

друзей возлюби, а не злато

не осуждай никого

Что-то мрачновато у них все было, в 16-м веке-то. Носить в сердце страх, постоянно помнить о смерти, жить в смирении, угождать, очи долу опуская – ну что это за жизнь? А вот это – на чем тебя застану, по тому и сужу – вообще ни в какие ворота. Получается, что человек может жить праведно всю жизнь, а потом бац – и оступился. И в этот самый момент дуба дал, не успев покаяться. И что теперь? Вся жизнь псу под хвост? Получит сполна только за один проступок?

Будь нищелюбив и странноприимен – тоже совет еще тот. Вообще не пойму, почему церковь так носится с нищими и бродягами?

Ерменев, нищая, девочка-поводырь, русская живопись

Домострой. Глава 5

Как царя или князя чтить и во всем им повиноваться, и всякой власти покоряться, и правдой служить им во всем, в большом и в малом, а также больным и немощным — любому человеку, кто бы он ни был; и самому обдумать всё это

Читать

Цитаты «Домостроя»

«Вся власть от Бога«, — так что кто противится власти, тот божью повелению противится.

Тем, кто старше тебя, честь воздавай и кланяйся, средних почитай как братьев, немощных и скорбных любовно утешь, а младших как чад возлюби — ни одному созданию божью не будь лиходеем.

Славы земной ни в чем не желай

если обидят — не мсти, если хулят — молись, не воздавай злом за зло, за клевету — клеветой

согрешающих не осуждай, припомни свои грехи, позаботься прежде всего о них

злых людей отвергни советы

Я-то думала, что священнослужители должны читать «Домострой», но просмотрев это видео, что-то сильно засомневалась.

«Раб божий Сергий» просит протоиерея Дмитрия Смирнова ответить на вопрос, как правильно истолковать фразу «Вся власть от Бога».

На что получает ответ:

— Фраза абсолютно нелепая, не соответствует истине, я даже не знаю, откуда вы ее взяли (!!!)

Вот те раз! Получается, что протоиерей Димитрий Смирнов «Домострой» не читал? Я разочарована 🙁

— Есть в Священном Писании слова, — продолжает поучать служитель Господа, — они звучат так: «Нет власти не от Бога». Это совершенно другое дело.

Разве? А по-моему, что в лоб, что по лбу, смысл-то один и тот же. Если нет власти не от Бога, значит, вся власть от Бога – коротко и ясно. Если ты не во власти, участь одна – терпеть, молчать, угождать, поклоняться, челом бить, ноги целовать, что там еще придумали?

Карл Блох. Нагорная проповедь

Домострой. Глава 6

Как людям почитать отцов своих духовных и повиноваться им во всем

Читать

Цитаты «Домостроя»

он (отец духовный) учитель наш и наставник. И пребыть перед ним со страхом и признательностью, к нему ходить и давать ему подношения от своих плодов трудов по возможности.

Советуйтесь с ним почаще о житии полезном, чтоб удержаться от всяких грехов.

наказать виновного, по вине смотря, но прежде все обсудив.

Опять страх, опять бить челом низко, опять Страшный суд. Но мне особенно интересным показался отрывок про потаковщика пьяницу и сребролюбца.

Получается, что слуги Господни не без греха были и еще надо было поискать такого, которого можно было почитать да слушаться. И в то же время нельзя было служителей веры ни бранить, ни осуждать, ни укорять. Как-то одно с другим не вяжется.

Получается, если попик любит закладывать за воротник, то про него и слова сказать нельзя? С какой такой стати он автоматом попадает в касту неприкасаемых? Разве служитель веры не должен быть образцом для подражания? Как он может меня убеждать, допустим, что нужно поститься, если сам поперек себя шире?

Домострой. Глава 7

Как почитать архиереев, а также священников и монахов, во всех скорбях душевных и телесных с пользою им исповедоваться

Читать

Цитаты «Домостроя»

во всем богоугодном им повинуйся.

А если какое постигнет тебя страдание, душевное или телесное, или болезнь, или некий недуг, пожар ли, потоп, воровство и разбой, или опала царская, или господний гнев, или поклеп, оговор, или убытки безмерные и иная неизбывная скорбь, — при всем при том не впадай в отчаяние

исповедуй свои согрешенья и скорбь — в умилении и со слезами, в сокрушении сердца, и уврачуют тебя во всяких бедах, облегченье душе даровав

Что-то мне не понятна эта оговорочка по Фрейду — «во всем богоугодном им повинуйся». Получается, что священнослужитель может что-то и не богоугодное насоветовать? А вот принцип — не впадать в отчаянье, даже когда все кругом летит в тартараты, мне нравится.

А.Корзухин Перед исповедью

Домострой. Глава 8.1

Как христианам врачеваться от болезней и от всяких страданий — и царям, и князьям, и всяких чинов людям, архиереям, и священникам, и монахам, и всем христианам

Читать

Цитаты «Домостроя»

врачеваться следует божьею милостью да молитвою и слезами, постом, подаянием нищим да истовым покаянием…

Если кого ты чем-то обидел, нужно просить прощения сугубо и в будущем не обижать

И всех согрешений избегать и впредь никому не творить зла.

Каждый христианин обязан избавлять себя от всяких недугов, душевных и телесных

Ну и советы, даже не знаешь, как на это реагировать. Нет, с утверждением, что «каждый христианин обязан избавлять себя от всяких недугов, душевных и телесных», я согласна на все сто, но вот методы избавления, на мой взгляд, не совсем адекватные.

Единственное, что можно взять на вооружение — пост, а еще лучше — голодание, которое, действительно, может помочь от многих недугов.

Но с тем, что «врачеваться» нужно молитвами или подаянием нищим, тут я не соглашусь, что-то подзагнули составители «Домостроя». Думаю, что альтернативы было две — больной либо выздоровеет, либо помрет, причем, объяснение всегда одно и то же: на все милость божья.

Максимов Василий Максимович. Больной муж. 1881 год

Домострой. Глава 8.2 (продолжение)

Как христианам врачеваться от болезней и от всяких страданий — и царям, и князьям, и всяких чинов людям, архиереям, и священникам, и монахам, и всем христианам

Читать

Цитаты «Домостроя»

Выписала все «богоотвратные дела, всё, угодное бесам»:

  • Кто … ест и пьет без удержу до объядения и до пьянства в неурочное время
  • блудит в неурочное время, нарушая природу и закон
  • от жен блудят или совершают содомский грех
  • блуд
  • распутство
  • сквернословие и срамословие
  • бесовские песни
  • пляски и прыгание
  • игра на бубнах, трубах, сопелках
  • завозят медведей и птиц и ловчих собак
  • конские гонки
  • чародейство и волхвование
  • колдовство
  • звездочетье
  • чернокнижье, чтение отреченных книг, альманахов, гадальных книг, шестокрыла
  • верят в громовые стрелы и топорки, в усовье и в матку, в камни и кости волшебные и в прочие всякие козни бесовские.
  • гордость
  • ненависть
  • злопамятство
  • гнев
  • враждебность
  • обиды
  • ложь
  • воровство
  • проклятие
  • насмешка
  • кощунство
  • обжорство и пьянство безмерное

Все понятно, кроме одного — как в этот список гордость попала? Может быть, все же не гордость, а гордыня имелась ввиду? Все же это разные вещи.

Раз уж зашла речь про грехи, не могу не вспомнить про Лота и его дочерей. Неужели Господь, даруя им жизнь, даже не подозревал, что это за … (как бы помягче выразиться-то в подобной ситуации даже не знаю, блядями вроде не назовешь, но то, что больные на всю голову, однозначно)? И почему он не наказал их? Или напоить отца, чтобы переспать с ним, это нормально?

Лот и его дочери

Домострой. Глава 8.3 (продолжение)

Как христианам врачеваться от болезней и от всяких страданий — и царям, и князьям, и всяких чинов людям, архиереям, и священникам, и монахам, и всем христианам

Читать

Цитаты «Домостроя»

Бог наводит на нас по нашим грехам

многие праведники истинно служат Богу, по заповедям господним живут между нами, грешными, однако на этом свете равно с грешными Бог их казнит

Что-то я логику Господа совершенно не понимаю: бей своих, чтобы чужие боялись? Сподобятся они после смерти «самых сияющих венцов от Господа» или нет — это еще бабушка надвое сказала, а вот то, что простой человек видит, что Господь раздает всем сестрам по серьгам, вне зависимости — праведник ты или нет — как-то не мотивирует на праведную жизнь, как вы считаете?

Лот и его дочери

И опять же, возвращаясь к Лоту и его дочерям, как можно считать праведником человеке, готового отдать своих дочерей насильникам? Про инцест я вообще молчу, эта отмазка, мол, пьян был, ничего не помню, на мой взгляд, вообще какая-то несерьезная. Что-то нравы подобные в моей голове ну никак не укладываются.

Домострой. Глава 8.4 (продолжение)

Как христианам врачеваться от болезней и от всяких страданий — и царям, и князьям, и всяких чинов людям, архиереям, и священникам, и монахам, и всем христианам

Читать

Цитаты «Домостроя»

В «Домострое» названы не столько болезни, сколько симптомы болезней. Вот выписала, что там перечислено:

  • огнивание тела
  • костям ломоту
  • отек и опухоль на все члены
  • запор обоим проходам
  • и камень в почках
  • и килу
  • и тайных членов гниение
  • водянку и глухоту
  • слепоту и немоту
  • боли в желудке и страшную рвоту
  • и вниз на оба прохода и кровь и гной
  • и чахоту
  • и кашель
  • и боль в голове
  • и зубную боль
  • и грыжу
  • и подагру
  • чирьи и сыпь
  • слабость и дрожь
  • желваки и бубоны
  • и паршу
  • и горб
  • шею, ноги и руки скрюченные
  • и косоглазие
  • и иные всякие тяжкие недуги

Интересно, когда Сильвестр писал, допустим, про слабость и дрожь, или про «тайных членов гниение», какие заболевания конкретные имелись ввиду? И как они лечились? Только молитвами и надеждами, авось, само как-то рассосется?

какое же зло творим мы, обращаясь к нечистым бесам… и приглашаем к себе чародеев, кудесников и волхвов, колдунов и знахарей всяких с их корешками, от которых ждем душетленной и временной помощи, и этим готовим себя в руки дьявола, в адову пропасть во веки мучиться.

Допустим, чародеям-кудесникам я не сильно бы доверяла, но почему к знахарям нельзя было обращаться?

Гун Карл Федорович. Больное дитя

Домострой. Глава 8.5 (продолжение)

Как христианам врачеваться от болезней и от всяких страданий — и царям, и князьям, и всяких чинов людям, архиереям, и священникам, и монахам, и всем христианам

Читать

Цитаты «Домостроя»

милостивый Господь телу даст здравие, а душам спасение.

И если кто-то из нас благодарно отмучится в этом мире в различных болезнях… будет наследником вечных благ.

их страдания Бога ради, самые разные недуги и болезни, и благое терпение тех, кто не призывал к себе ни чародеев, ни кудесников, ни волхвов, ни травников, никаких бесовских врачевателей, но все упование возлагал на Бога, благодарно претерпевая очищение за грехи свои и ради наслаждения вечными благами

нищий Лазарь, который пред вратами богатого в навозе лежал, гноем и червями снедаем, а ныне на лоне Авраама почивает

точно Симеон Столпник, сам сгноивший тело свое, червями пенясь; и многие праведники, Богу угодившие, всякими болезнями и различными недугами страдая, благодарно терпели все спасения ради души своей и ради жизни вечной, и за страдания те вошли в небесное царство

Ну и ну, что же в мозгах у всех этих нищих-убогих творилось, если они свою единственную жизнь способны были испоганить ради мифической вечной жизни и каких-то благ? И в чем заключаются эти «вечные блага», ради которых стоит так страдать? Иметь возможность почивать на лоне Авраама, как Лазарь? Так этого можно было добиться и в земной жизни, конечно, если работать, а не лежать в навозе, «червями пенясь».

ПАГАНИ, ПАОЛО БЕДНЫЙ ЛАЗАРЬ

Домострой. Глава 8.6 (продолжение)

Как христианам врачеваться от болезней и от всяких страданий — и царям, и князьям, и всяких чинов людям, архиереям, и священникам, и монахам, и всем христианам

Читать

Цитаты «Домостроя»

по житию соревнуясь со святыми отцами, пророками и апостолами, святителями и мучениками, преподобными и юродивыми Христа ради

претерпели они страдания Христа ради — те постом и молитвами и долготерпением, жаждой и голодом, наготой в морозы или в солнечный жар, поруганием и оплеванием, всякими упреками, битьем и мучением от нечестивых царей различными муками ради Христа

награду они получили… Наслаждение вечными благами, каких не видело око, не слышало ухо и на сердце человеку не дало — вот что Бог уготовит любящим его.

Вот откуда автор знает, что именно получили они в награду?

Наверно, я не доросла, не понимаю, с какой такой стати должна «соревноваться» с пророками, мучениками, юродивыми. Ради чего? Ради вечных благ, «каких не видело око, не слышало ухо»?

Суриков. Боярыня Морозова. Юродивый

Домострой. Глава 8.7

О волхвовании и о колдунах

Читать

Цитаты «Домостроя»

на шесть лет они лишены причастия, как и те, кто водит медведей или другого какого зверя на развлеченье толпе и для заработка, кто предсказывает судьбу при рождении и родословную по звездам, и подобными речами вводит народ в заблужденье.

изгонять таковых повсюду из церкви требуем… Если же не исправятся они и после отлучения и языческого обмана не оставят, то от церкви — везде и всегда — пусть изгонятся.

Что-то тут все в кучу намешано — и медведи, и гадалки. Наказание по тем временам, наверно, суровое, но нынче не то что давеча, поэтому всех хватает — и предсказателей, и развлекателей, причем, ни те ни другие, думаю, даже не подозревают, какие кары небесные им грозят. Или церковь уже на подобные вещи внимание не обращает?

гадание

Домострой. Глава 8.8 (окончание)

О волхвовании и о колдунах

Читать

Цитаты «Домостроя»

Пошедший на обучение вредной мудрости к волхвам, колдунам или чародеям пусть будет наказан как преднамеренный убийца

Не пойму, а почему церковь так на волхвов ополчилась? Что-то тут не так, надо бы почитать, узнать подробности. Но лично мне это совершенно не нравится.

«Запрещать и не пущать» — это метод слабых, не уверенных в себе людей, а уж желание наказывать конкурентов (а я уверена, что дело именно в этом) как преднамеренных убийц, это вообще через край.

Про вредные советы знаю, про вредные привычки тоже, а вот про «вредную мудрость» первый раз слышу, надо будет запомнить 🙂

А.Шишкин Волхв

Домострой. Глава 9

Как всякого посещать в страдании в монастырях, больницах и в темницах

Читать

Цитаты «Домостроя»

и милостыню, по силе своей возможности, подавай, что попросят;

вглядись в беду и страдания, во все их нужды, и помогай, как сможешь

всех, кто страдает в бедности и в нужде, как нищего не презирай, пригласи в свой дом, напои, накорми, согрей, с любовью и с чистою совестью приветь;

Поминай и родителей своих покойных подношением в церковь божию на панихиду и на службы, и дома поминки по ним устраивай

нищим раздай милостыню: тогда и тебя не забудет Бог.

Не знаю почему, но я не люблю нищих. Вот просто на дух не переношу. Я нисколько не жадная, с деньгами расстаюсь спокойно, но вот нищим никогда не подаю. Точнее — практически никогда. Иногда бывают ситуации, что вижу — человек попал в безвыходное положение, он просто вынужден просить. Тут да, не помочь просто грех. А вот тех, для кого нищенство — образ жизни, профессия, если хотите, тот у меня никакой жалости не вызывает. А уж про то, чтобы его в дом пригласить, напоить-накормить-согреть, тут я пас, может даже не рассчитывать.

Вообще в «Домострое» странное отношение к нищим, по типу баш на баш: ты им милостыню, они за тебя Господу помолятся, авось, и зачтется как-нибудь.

Вот любопытная информация, чем наши нищие отличались от западных.

В России был распространён особый тип нищенства, резко отличающийся от нищенства западноевропейского. Западный нищий в огромном большинстве случаев умственно, нравственно и материально беден; в России нищий рассматривался как человек бывалый, persona grata в каждом доме, куда он входил, интересный и неистощимый рассказчик про то, «где он бывал». К этому типу нищих примыкает «городской нищий», более или менее оседлый, а переходной ступенью между тем и другим служит особый тип, носящий в разных местах разное название, преимущественно презрительное: голытьба, босая команда, босяки, босявки, золотая рота, раклы, шахаи и т. д. Нищие последней категории характеризовались как имевшие непреодолимое отвращение к физическому труду, от которого уклонялись под всевозможнейшими предлогами, часто не брезгая никакими другими способами для добывания себе средств к существованию.

Среди нищих на Руси в XIX веке были своего рода добровольцы: монахи, жившие только подаянием, лица раздавшие свое имущество бедным и решившиеся испытать тяжёлую долю нищенства, нести крест смирения и терпения. Настоящие нищие — это неимущие, погорелые, бобыли, беглые, ослепшие и т. п.; всякие народные бедствия и массовые несчастья вроде эпидемий, пожаров, голодных годов значительно пополняли этот контингент. В ряды нищих поступало и множество тунеядцев так называемых нищих-промышленников — зрячие слепые, хромые, способные бегать, бабы с завёрнутыми поленьями вместо грудных детей на руках и т. д.

В.Васнецов Нищие певцы-богомольцы

Домострой. Глава 10

Как в церкви божий и в монастыри приходить с дарами

Читать

Цитаты «Домостроя»

В церкви божьи всегда приходить… с подношением: со свечой и с просвирой, с фимиамом и с ладаном, с кануном и с кутьей

Лучше не грабить, чем милостыню давать от неправедно добытого

Полученное неправедно верни обиженному тобою — это достойней милостыни.

Богу же приятен дар от праведного прибытка, от добрых дел.

Честно говоря, эту фразу — Лучше не грабить, чем милостыню давать от неправедно добытого — совершенно не поняла. Что значит «лучше не грабить»?

деревенская церковь, пасха

Читать «Домострой» дальше →