Домострой. Глава 11

Как дом свой украсить святыми образами и в чистоте содержать жилище

Домострой. Глава 11. Читать

Цитаты «Домостроя»

нужно в доме своем, во всех комнатах, по старшинству развесить на стенах святые и честные образа, на иконах написанные

Постоянно следует их обметать чистым крылышком и мягкою губкой их протирать, а комнату эту всегда содержать в чистоте.

нужно всегда воздавать им почесть — со слезами и с плачем, и со скорбным сердцем, исповедуясь в своих прегрешениях, просить отпущения грехов.

Не могу удержаться, чтобы не прокомментировать очередной ответ о.Дмитрия:

— Теперь по поводу красного угла. Ну, во-первых, мы любой угол можем выкрасить в красный цвет — он будет красным.

Я в ауте :-))) Ёлы-палы, это что за протоиерей такой, что не знает даже значения «красный угол»? Хоть бы в Википедию заглянул что ли, прежде чем на телепередачу идти. Причем тут красный цвет? Вы хоть в одной избе видели, чтобы какой-то угол был покрашен в красный цвет?

Как я могу следовать рекомендациям «Домостроя» (почитать отцов духовных и повиноваться им во всем), если я вижу, что товарищ несет явную хрень? Все-таки он не простой служка какой-нибудь, а протоиерей, да еще и продвинутый — свой мультиблог ведет. Но я уже несколько роликов с его участием просмотрела и поняла — на фиг на фиг, хватит.

Кра́сный у́гол (от ст.-слав. красьнъ — красивый, прекрасный; святой угол, передний угол, кутный угол, кутник) — часть жилого помещения, где установлена икона или домашний иконостас, а также сам этот иконостас.

Расположение красного угла

В русской избе, обычно ориентированной по сторонам света, красный угол устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи. Это всегда была самая освещённая часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна. Иконы помещались в «красный» или «передний» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату. Народная пословица «Без Бога — не до порога» связана именно с этим: входя или выходя из комнаты или дома, христианин прежде всего оказывал почести Царю Небесному, а уж потом — хозяину дома.

Устройство красного угла

Традиционно считается, что икона не должна висеть, её нужно установить в отведённое ей место. Иконы размещаются на особой полочке или в закрытом киоте (иногда многоярусных) в определённом порядке.

Обязательными для домашнего иконостаса являются иконы Спасителя и Богородицы. Состав остальных икон выбирает верующий. Обычно в красном углу размещают патрональные (так называемые «именные») иконы членов семьи. Особо почитаем на Руси был Никола Угодник (Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец), его икона находилась практически в каждом домашнем иконостасе. Из русских святых чаще всего встречаются изображения преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского; из икон мучеников наиболее распространены иконы Георгия Победоносца и целителя Пантелеимона.

Взаимное расположение икон

Иконы в домашнем иконостасе располагаются подобно церковному иконостасу: слева (относительно зрителя) от иконы Христа располагается икона Богородицы, справа — обычно икона святителя Николая (заменявшего в русских домашних иконостасах роль Иоанна Предтечи в классической деисусной композиции). Над иконами Христа и Божией Матери возможно размещение изображений Троицы или Распятия. Обычно стараются придерживаться иерархии и не размещать икон святых, бо́льших по размеру иконы Спаса или Богородицы. Также рекомендуется не размещать над образами Спаса и Богородицы икон святых.

Источник: wikipedia. Подробнее про красный угол можно почитать на сайте «Вера православная»

Иван Богданов за расчетом, красный угол, изба

Домострой. Глава 12

Как мужу с женою и с домочадцами дома у себя молиться Богу

Домострой. Глава 12. Читать

Цитаты «Домостроя»

вечером муж с женою и с детьми, и с домочадцами — отпеть вечерню

Ложась спать, каждый христианин кладет пред иконой по три земных поклона

полночь, встав тайком, со слезами хорошо помолиться Богу, сколько сможешь

да и утром, вставая — также

Мужьям же нельзя пропускать ни дня церковного пения: ни вечерни, ни заутрени, ни обедни, а женам и домочадцам — как уж получится, как решат: в воскресенье и в праздники, и в святые праздничные дни.

Ну не знаю, на мой взгляд, так вся жизнь в молитвах и пройдет. Что-то тут подзагнули в «Домострое», у них что других дел не было?

девочка молится, вечерняя молитва

Домострой. Глава 13.1

Как мужу и жене молиться в церкви, чистоту хранить, всякого зла избегая

Домострой. Глава 13.1. Читать

Цитаты «Домостроя»

В церкви ни с кем не беседовать, молча стоять, никуда не оглядываясь, не прислоняться ни к стене, ни к столпу, и с посохом не стоять, не переступать с ноги на ногу; стоять, руки сложив на груди крестообразно, непоколебимо и твердо

Не выходить из церкви до конца службы, приходить же к самому ее началу.

По воскресеньям и в праздники Господни, в среду и в пятницу, в святой великий пост и в богородичный пребывать в чистоте.

А обжорства и пьянства, и пустых бесед, непристойного смеха остерегаться всегда.

От воровства и блуда, от лжи, клеветы, от зависти и всего, неправедно приобретенного: от ростовщичества, от кормчества, от взятки и от любого иного лукавства отречься

ни на кого не гневаться, не попомнить зла

разбоя и грабежа и насилия всякого, и неправедного суда никогда не творить

От ранней еды (и питья) и от поздней — после вечерней службы — воздерживаться, если же пить и есть, то во славу божию и лишь в разрешенное время

Если кто-то известен как блудник или лихоимец, или идолослужитель, или насмешник, или пьяница, или грабитель — с такими не есть

Не льститесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни осквернители, ни рукоблудники, ни мужеложники, ни лихоимцы, ни воры, ни пьяницы, ни оскорбители, ни разбойники в царствие божие не войдут

Следует христианину всегда держать в руках — четки, а молитву Иисусову — неустанно на устах

Творить же молитву так: «Господи, Исусе Христе, сыне божий! помилуй мя, грешного», — и так говорить шестьсот раз, а седьмую сотню — пречистой Богородице: «Владычице моя, пресвятая Богородица, помилуй мя, грешного!» — и опять возвращаться к началу, и так говорить постоянно.

Если кто эту молитву, пользуясь ею, легко говорит как ноздрями дышит, то после первого года войдет в него сын божий — Христос, после второго — войдет в него Дух святой, а после третьего — приникнет к нему Отец, и, войдя в него, обитать в нем станет святая Троица

Как все непросто. Представляю, каких трудов стоит выстоять в церкви, даже не имея возможности переступить с ноги на ногу. А уж по 600 раз молитвы читать…

Про пребывание в чистоте не поняла. «По воскресеньям и в праздники Господни, в среду и в пятницу, в святой великий пост и в богородичный пребывать в чистоте». Что это означает? О какой чистоте речь идет?

Вот этот совет нравится — «От ранней еды (и питья) и от поздней — после вечерней службы — воздерживаться«, только сомневаюсь, что сами служители церкви ему следуют, уж больно много среди них, мягко говоря, корпулентных дяденек. А если называть вещи своими именами, то просто жирных до безобразия. Я понимаю, что хорошего человека должно быть много, но не до такой же степени?

Н.Неврев Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие

Домострой. Глава 13.2

Как следует креститься и кланяться

Домострой. Глава 13.2. Читать

Цитаты «Домостроя»

правой руки соединить персты — первый крайний да нижних два концами сомкнуть, — этим знаменуется святая Троица; средний перст выпрямить, чуть наклонив, а соседний повыше, выпрямив — они знаменуют две ипостаси: божеское и человеческое. И перекрестить себя спереди так: сначала руку возложить на чело, потом на грудь, после на правое плечо и, наконец, на левое

Потом головой поклониться до пояса, большой же поклон — головой до земли.

Не поняла — почему в «Домострое» указывают, что «руку надо возложить на чело, потом на грудь», а в видео — на живот. Как правильно?

как креститься

Домострой. Глава 14

Как в дом свой приглашать священников и иноков для молитвы

Домострой. Глава 14. Читать

Цитаты «Домостроя»

призывайте священников в дом свой, часто, как сможете

совершайте службу по всякому поводу… и за хозяев дома — мужа и жену, и за чад и домочадцев, и обо всем, что им надобно, если в этом нуждаются.

А после службы накрывают столы, пьют и едят попы и монахи, и все, кто приходит

Так же следует поминать и преставившихся родителей; во святых церквах божьих, в монастырях панихиды соборне петь и литургию служить, и за трапезой братию кормить за упокой и за здравие, и в дом к себе приглашать и кормить, утешить и милостыню подавать.

Воду же нужно святить шестого января и первого августа — всегда одним животворящим крестом.

И той же святой водой крестообразно окропить алтарь и весь святой храм, и в доме также по комнатам всем кропить, и всех людей.

Теперь понятно, почему попы такие толстые. Если есть правило — «в дом к себе приглашать и кормить», то тут сложно не растолстеть: прихожан много, а поп один. Причем, я еще ни разу не слышала от них, что необходимо заниматься спортом и физкультурой.

Перов, Чаепитие в Мытищах

Домострой. Глава 15

Как с домочадцами угощать благодарно приходящих в дом твой

Домострой. Глава 15. Читать

Цитаты «Домостроя»

Если же станут еду и питье хулить, точно в отбросы сразу превращается то, что едят.

А если при этом грубые и бесстыдные речи звучат, непристойное срамословие, смех, забавы разные или игра на гуслях и всякая музыка, пляски и хлопание в ладоши, и прыжки, всякие игры и песни бесовские, тогда, словно дым отгоняет пчел, отойдут и ангелы божьи от этой трапезы и непристойной беседы.

А бесы возрадуются и налетят, свой час улучив, тогда и творится всё, что им хочется: бесчинствуют за игрой в кости и в шахматы, всякими бесовскими играми тешатся

Есть и пить вам во славу божию, не объедаться, не упиваться, пустых речей не вести.

Когда перед кем-то ставишь ты еду и питье и всякие яства, или же перед тобою поставят их, хулить не следует, говоря: «это гнилое» или «кислое» или «пресное», или «соленое», или «горькое», или «протухло», или «сырое», или «переварено», или еще какое-нибудь порицание высказывать, но подобает дар божий — любую еду и питье — похвалить и с благодарностью есть, тогда и Бог придает пище благоухание и превратит ее в сладость.

А уж если какая еда и питье никуда не годятся, накажи домочадцев, того, кто готовил, чтоб наперед подобного не было.

«Когда иудеи сели в пустыне есть и пить и, объевшись и упившись, начали веселиться и блуд творить, тогда земля поглотила их — двадцать тысяч и три тысячи» — это что, про Содом и Гоморру?

Согласно Библии, во времена Авраама Содом был цветущим и богатым городом, но, поскольку жители «были злы и весьма грешны», то «пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли»

А почему церковь так на шахматы ополчилась? Не потому ли, что там мозгами надо шевелить, как вы думаете?

Шварц Вячеслав Григорьевич. Царь Алексей Михайлович, играющий в шахматы

Читать главу 15 дальше

Цитаты «Домостроя»

Когда позовут тебя на пир, не садись на почетном месте… сядь войдя на последнее место

когда пригласят тебя на пир, не упивайся до страшного опьянения и не сиди допоздна

Видишь сам, какой и позор и укор и ущерб тебе от чрезмерного пьянства.

Не говорю: не следует пить, такого не надо; но говорю: не упивайтесь допьяна пьяными.

Пейте мало вина веселия ради, а не для пьянства: пьяницы царства божия не наследуют

Вином же упиваться-то погибель души и телу, а богатству своему разор.

И единственно только бесы радуются, к которым пьянице путь предстоит, если не успеет покаяться.

Апостол причисляет пьяницу, как всякого грешника, к неугодным Богу, по судьбе равным бесам, если искренним покаянием не очистит он душу свою.

Шварц Вячеслав Григорьевич. Царь Алексей Михайлович, играющий в шахматы

Читать главу 15 дальше

Цитаты «Домостроя»

А от стола или от трапезы еду и питье тайно выносить или высылать, без разрешения и без благословения — святотатство и самовольство, таких людей всегда осуждают.

если кто-то знатнее тебя из приглашенных будет, не начинай есть раньше его; если же почетный гость ты, то поднесенную пищу начинай есть первым.

У иных боголюбцев обильно бывает еды и питья, и все, что останется нетронутым, убирают, потом еще пригодится — послать или дать.

Если же кто, бесчувствен и неискусен, не учен и невежда, без рассуждений все блюда подряд починает, же насытясь и не желая есть, не заботясь о сохранении блюд, такого обругают и высмеют, он обесчещен перед Богом и людьми.

хозяину и хозяйке следует быть приветливыми и должную честь воздавать по чину и по достоинству каждого человека.

С любовью и благодарностью, ласковым словом каждого из них почтить, со всяким поговорить и добрым словом приветить… каждого чем-то выделить и всякого порадовать.

А если гости или гостьи между собой разругаются — их унимать осторожненько, а кто уже не в себе — бережно препроводить его ко двору его и от всякой драки по пути уберечь.

Отнесись и к нищим милостиво и душевно — с того тебе будет от Бога награда, от людей же — добрая слава.

Попов. Демьянова уха

Читать главу 15 дальше

Цитаты «Домостроя»

Когда угощаешь или поминаешь родителей в монастыре, поступай точно так же: кормить и поить и милостыню раздавать по силе возможности, за здравие и за упокой.

Если кого не накормишь, спокойно объясни, не облаяв и не побив, и не обесчестив, вежливо отпусти, отказав.

Как принимать гостей

Домострой. Глава 16

Как мужу с женой советоваться о том, что ключнику наказать о столовом обиходе, о кухне и о пекарне

Домострой. Глава 16. Читать

Цитаты «Домостроя»

мужу с женою советоваться о домашнем хозяйстве, а на ком какая обязанность и кому какое дело ведено вести, всем тем наказать, когда и что из еды и питья приготовить для гостей и для себя

тому, кто на домашний расход закупает всякий припас, на еду, на рыбу и мясо и на приправу всякую, деньги давать на неделю или на месяц, а когда истратит деньги да даст в них отчет господину, снова возьмет.

Початые же блюда и разные остатки отдавать на подъедание, куда что сгодится, а нетронутое хранить для хозяина и хозяйки и для гостей.

Напитки к столу подавать по наказу, судя по гостям, или без гостей, а госпоже только брага да квас.

и тарелки, и братины, и ковши, и уксусницы, перечницы, рассольницы, солонки, поставцы, блюда, ложки, скатерти и покрывала,- все бы всегда было чисто и готово на стол или в поставцы.

И комнаты были бы выметены, и горницы, да прибраны, а образа на стене развешены по чину как положено, а столы бы и скамьи были вымыты и вытерты, и ковры по лавкам расстелены.

А уксус, рассол огуречный да лимонный да сливовый были бы отцежены через сита, огурцы же, лимоны и сливы очищены и перебраны, на столе было бы чисто и опрятно.

А рыба сушеная и всякая вяленая, и разный студень, мясной и постный, и икра, и капуста — очищены и по блюдам разложены, уже до еды приготовлены.

А ключники бы и повара, и пекари, и стряпухи все еще до стола поели бы и выпили немного некрепких напитков, тогда и стряпают они спокойно.

И в платьице бы нарядились, в какое хозяин велит, изготовились бы чистенько, и во всякой стряпне, что кому поручено хозяином, держали бы себя чисто и аккуратно.

Еду же и напитки на стол нести, оглядев, чтоб и посуда, в которой несешь, была чиста и дно подтерто, а еда и напитки также чисты, без мусора и без плесени и без пригарины; поставить, осмотрев, а поставив еду или напитки, тут уж не кашлять, не плевать, не сморкаться

отойдя в сторонку, вычистить нос и прокашляться, или сплюнуть, отворотясь да растереть ногою; так-то любому человеку прилично.

Повар в живописи

Домострой. Глава 17

Наказ ключнику на случай пира

Домострой. Глава 17. Читать

Цитаты «Домостроя»

Если же пир предстоит большой, то всюду наблюдать самому — на кухне, в разделочной и в пекарне.

как кончится пир, осмотреть и пересчитать, и прибрать утварь серебряную и оловянную и медную, кружки и ковши, и братины, и братины с крышкой, и блюда

на дворе нужен надежный человек, чтобы за всем наблюдал и стерег домашние всякие вещи: не покрали б чего, да и гостя пьяного охранить, чтобы ничего не растерял и не разбился, и не ругался ни с кем.

слуги гостей, которые на дворе при лошадях у саней и у седел, за теми тоже следует приглядеть, чтобы между собой не бранились, друг друга не обокрали, гостей не поносили бы, да и домашнего бы не крали чего и не портили

человеку, что на дворе поставлен, в то время ничего не пить, никуда не отходить, и тут на дворе, и в подклетях, и в пекарне, и на кухне, и на конюшне за всем наблюдать строго.

Когда же стол отойдет и закончится пир, всю посуду серебряную и оловянную собрать, просмотреть, сосчитать, перемыть и сложить все на место, и кухонную посуду также.

самому хозяину оглядеть, все ли в порядке и пересчитать, и распытать у ключника в точности, сколько чего было съедено, выпито, и кому что отдано, и кому что послано, так что весь расход во всяком деле был бы известен, и посуда бы вся была на счету,

если. Бог даст, все в порядке и не потрачено, и ничего не испорчено, то господину следует ключника наградить, и остальных служек также: и поваров, и пекарей, которые умело и бережливо готовили, а не пили, и всех тогда похвалить, и накормить, и напоить; тогда они постараются и впредь хорошо работать.

Пир, гости, живопись

Домострой. Глава 18

Наказ господина ключнику, как готовить блюда постные и мясные и кормить семью в мясоед и в пост

Домострой. Глава 18. Читать

Цитаты «Домостроя»

Господину же о всяких делах домашних советоваться с женой и ключнику поручать, как челядь кормить в какой день

По воскресеньям да праздникам к обеду какие-нибудь пироги или густые каши, или овощи, или селедочная каша, блины и кисель, и что Бог пошлет.

Лучших же людей, которые торгуют или в приказе служат, тех господин за свой стол сажает.

А госпожа мастерицам и швеям также — сама за столом их кормит и подает им от своей еды.

Пить же челяди пиво из отжимок, а в воскресенье и в празднике браги дадут, и приказчикам тоже брага всегда; другими напитками господин пожалует сам или прикажет ключнику, а для удовольствия и пивца велит дать.

Всю пищу для них (рабочих семей) готовить хорошенько и чисто, как для себя: от всякого блюда такого госпожа или ключник всегда откушает сам, и если сварено нехорошо или выпечено, бранит за то повара или пекаря, или женщин, которые готовили.

Господину же и госпоже нужно всегда следить и спрашивать слуг и немощных, и убогих об их нужде, о еде, о питье, об одежде, обо всем необходимом, о всяких их скудости и недостатке, об обиде, о болезни, о всех тех нуждах, в которых можно помочь ради Бога, насколько удасться, и заботиться, насколько Бог пособит и от всей души, как о детях своих, как о близких.

кухня, живопись, картина

Домострой. Глава 19

Как воспитать своих детей в поучениях разных и страхе божьем

Домострой. Глава 19. Читать

Цитаты «Домостроя»

заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в доброй науке: учить страху божию и вежливости, и всякому порядку.

по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец — сыновей, а мать — дочерей, кто чего достоин, какие кому Бог способности даст.

Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить.

Наказывай детей в юности — упокоят тебя в старости твоей.

И хранить, и блюсти чистоту телесную и от всякого греха отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу.

Воспитание и наказание детей в живописи

Домострой. Глава 20

Как воспитать дочерей и с приданым замуж выдать

Домострой. Глава 20. Читать

Цитаты «Домостроя»

благоразумный отец… от всякой прибыли откладывает на дочь

все эти годы ей в особый сундук кладут или в короб и платье, и уборы, и мониста, и утварь церковную, и посуду оловянную и медную и деревянную, добавляя всегда понемножку, каждый год

девушка, сундук, приданное

Читать «Домострой» дальше →